17.09.1908 Tartu – 24.12.1992 Tallinn
24 декабря 2022 года исполнилось 30 лет со дня смерти известной эстонской балерины, балетмейстера и педагога Анны Экстон (до 1939 года - Эпштейн). О ней написаны книги, многочисленные статьи, повторять которые нет смысла. Тем не менее можно вспомнить, как написала о ней Хельга Аумере в книге “Анна Экстон. Имя в эстонской ультуре”1: “Однажды жила дама со сверкающими карими глазами, тёмными волосами и красивой фигурой. Полгорода знало Анну Экстон как балетного педагога и основателя Таллиннской школы хореографии, постановщицей, некогда бывшей балериной. Она была также известна своей эрудицией, духовностью, острым языком и пером.” Приведём некоторые малоизвестные факты из её жизни.
Анна Эпштейн родилась в Тарту 17 (4 по старому стилю) сентября 1908 в семье Ревельского мещанина Мовши (Моисея) Эпштейна и его жены Минны (девичья фамилия Левинович)2.
Её прадед по отцовской линии Давид Эпштейн был т.н. Николаевским солдатом, или кантонистом. Он относился к числу тех солдат Российской армии, которые стали основателями еврейской общины в Ревеле (Таллинне) в первой половине XIX века и у кого была привилегия проживать в городе на основе постоянной прописки в ранге самой низшей категории городских граждан - мещанина. Дедушка Анны по материнской линии Шайе Левинович был председателем Еврейской общины Ревеля, под чьим руководством в 1883 году было построено красивое здание Большой хоральной синагоги Таллинна на улице Маакри. В благодарность за проделанную работу во благо еврейской общины позже на его могиле на Еврейском кладбище на улице Магазини был сооружён мавзолей по проекту архитектора Ж.Розенбаума3.
Жизнь Анна Эпштейн была весьма богата событиями. Она росла в семье, в которой увлекались музыкой, но заниматься игрой на фортепьяно, как хотели её родители, она не желала. Уже в раннем возрасте проявилась её тяга к танцу. Когда семья переехала в Таллинн, то она обучалась балетному танцу сначала в студии Евгении Литвиновой, а затем в студии В.Гдовского в Берлине и в балетной студии О.Преображенской в Париже. В 1934–36 годах она занималась в Риге в студии Фёдоровой, а в годы Второй мировой войны (1943–44 гг.) - в Московской школе хореографии.
В 1925–1930 гг. Анна работает солистом балета Фламандского королевского балетного театра в Антверпене.
Там же, 20 сентября 1930 года она впервые выходит замуж за уроженца Лиепаи Герма Лихт-Блюма. Поскольку у её мужа не было гражданства Латвии, то у неё появилось опасение, что она потеряет своё гражданство Эстонии. В Национальном архиве Эстонии сохранилась её переписка 1936 года с почётным консулом Эстонской Республики в швейцарском Лугано, где она находилась на гастролях в то время, и Министерством внутренних дел ЭР по вопросу сохранения у неё эстонского гражданства4. В то время она завершила свою работу балетмейстера и балерины в Театре оперы и балета Лиепая (1933–35 гг.), так как стала выступать уже с 1930 по 1939 года с перерывами в труппе В.Гдовского и Г.Флеминга в странах Европы. В июне 1936 года она выступала в Швейцарии, а её первый муж стал гражданином Латвии. В те времена гражданство жены определялось по гражданству мужа, но Анна желала остаться гражданской Эстонии. МВД Эстонии уведомил её, что у неё нет оснований для беспокойства, так как она остаётся гражданкой ЭР.
В 1938 году она подаёт прошение о смене фамилии. Видимо, тогда она уже развелась со своим первым мужем. В то время в Эстонии проходила кампания по эстонизации немецкий фамилий. Вероятнее всего изменение фамилии было сделано под влиянием этой кампании. Из Анны Эпштейн она превратилась в Анну Эппкиви5. Фамилия “Эпштейн - Epstein” происходит от названия немецкого города Эпштайн (Eppstein) в современной федеральной земле Гессен, где в Средние века проживала крупная еврейская община. Немецкое слово штайн - stein , то есть камень, по-эстонски значит киви - kivi. Но уже в 1939 года она вновь ходатайствует о смене фамилии. Она становится Анной Экстон6. Здесь слово “киви” заменено на укороченный вариант английского stone. Анна много бывала за границей и знала по крайней мере 7-8 языков.
Во второй половине 30-х годов она вышла замуж за Симона Перлманна, который был членом общества “Лихт”, придерживавшегося левых взглядов. Циля Лауд, племянница Симона Перлманна, описывала их как “ребячливую пару молодожёнов”. В первый год советской оккупации (1940–41) Симон Перлманн стал главным редактором газеты “Советская Эстония”, органа Компартии Эстонии на русском языке. Он принял участие в ликвидации Культурной автономии евреев Эстонии. В это время Анна Экстон работала в театре “Эстония” балетным педагогом и постановщиком, а также руководителем балетной учебной группы. Поскольку её назначили туда оккупационные власти, то это привело к определённой напряжённости в коллективе, особенно в отношениях с постановщицей балетных спектаклей Рахель Ольбрей. Об этом упоминает в своей докторской диссертации Хейли Эйнасто, защищённой в Таллиннском университете в 2016 году. Рахель Ольбрей была сторонницей более модернистского балета, в то время как Анна Экстон отдавала предпочтение классическому балету. Несмотря на это именно Анна Экстон в послевоенное время стала продолжательницей традиций Р.Ольбрей в театре “Эстония”, развивая их7. Когда началась война между СССР и нацистской Германией, Анна Экстон смогла эвакуироваться из Таллинна в тыл. С 1942 по 1944 годы она участвовала в работе Государственных ансамблей ЭССР в Ярославле. В эвакуации она находилась до восстановления советской власти в Таллинне в 1944 году.
В годы войны умер её второй муж С.Перлманн. В Ярославле она познакомилась Евгением, или Эугеном Ныу. Его родственник, проживающий в Швеции эстонский писатель Энн Ныу приводит следующую информацию: “Анна Экстон была после войны в Таллинне гражданской женой племянника моего дедушки Евгения (Эугена) Ныу. Жена Эугена - Зинаида была расстреляна немцами 14 октября 1941 г. в тюрьме Харку. Э.Ныу был директором Эстонского драмтеатра в 1949–1950 гг. и работал вместе с Антсом Лаутером (эстонский актёр, примечание ЕМЭ). Его уволили как эстонского националиста в 1950 году, а в 1953 году он перебрался в Москву к своему сыну, так как в Эстонии было невозможно найти работу. Обо всём этом я немного упоминаю в романе “Сыновья и дочери республики” (том 2, страницы 390–391)8. Шесть писем (на самом деле семь, примечание ЕМЭ) Эугена Ныу из России Анне Экстон хранятся в архиве Музея театра и музыки Эстонии9.
C 1944 по 1951 год Анна Экстон работала руководителем балетной труппы “Эстонии” и балетмейстером.
Её самые известные постановки - балеты П.Чайковского “Лебединое озеро” (1948 г.) и Р.Глиэра №Красный мак” (1950 г. совместно с Сентой Отс и Александром Винером). По воспоминаниям Цили Лауд, выступление Анны Экстон в балете “Красный мак” было очень популярным, и публика долго аплодировала ей стоя.
По её инициативе в 1946 году была основана на базе действовавшей при театре “Эстония” балетной студии Государственное хореографической училище Эстонии, которое с 1959 года носило название Таллиннское хореографическое училище. А.Экстон была его директором с 1946 по 1948 годы, а также с 1951 по 1965 годы, до 1966 года - преподаватель по классу классического балета. Кроме постановок танцев в оперных спектаклях и оперетах, она была автором статей по балетному искусситву, публиковала рецензии на спектакли, руководила балетным кружками, в одном из которых начинала свою танцевальную карьеру эстонская балерина Кайе Кырб.
Анна Экстон было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ЭССР (1959) и присуждена премия Советской Эстонии (1948).
О творчестве Анны Экстон можно прочитать на странице Театрального союза Эстонии (на эст.яз.).
Источники:
Eesti Entsüklopeedia
Balletiminutid: Teatritruudus. – Eesti Rahvusringhäälingu arhiiv (1984), 29min 55sec
Artikkel Vikipeedias https://et.wikipedia.org/wiki/Anna_Ekston